Уроки фотографии: светочувствительность и температура

О  зависимости светочув­ствительности от темпера­туры воздухе при съемке знают далеко не все фотолюбители и читатели нашего авторского журнала, но даже среди знающих профи лишь немногие представляют себе, в ка­кую сторону направлена эта зависимость и какова она в численном выраже­нии.

Говорится об этом не в упрек, тем более что однозначного ответа на поставленный вопрос не су­ществует: характер зави­симости светочувствитель­ности от температуры сре­ды различен при разных выдержках, а величина ее изменения в связи с температурой различна для разных фотопленок. Тем не менее некоторые общие закономерности здесь про­слеживаются. В недавней творческой беседе за чашкой чая со свадебным фотографом Павлом Копытиным, листая журнал Советское фото за октябрь 1984 года, мне стали понятны многие моменты в этом вопросе.  Павел несмотря на то, что профессионально снимает свадьбы, также является большим любителем пленочной аналоговой фотографии.

 фото невеста

В области наименьших вы­держек (1/1000 секунды) понижение температуры при съемке всегда ведет к понижению светочувст­вительности. Если взять диапазон температур от + 50 до —50 С, то паде­ние светочувствительности в этом интервале состав­ляет в среднем от 2 до 4 кратного, с некоторой склонностью к большему понижению для менее све­точувствительных пленок. В области выдержек 0,1 —1 секунда,  зависимость светочув­ствительности (ISO) от темпера­туры значительно слабее, причем как понижение, так и повышение температур от близких к комнатной одинаково приводят к па­дению ISO. В области больших выдержек, характерных для съемки со штатива, светочувствительность вновь начинает cуществен­но изменяться в связи с температурой съемки, но на сей раз иначе, чем при коротких выдержках: с понижением температуры все­гда имеет место повыше­ние светочувствительности , доходя­щее до 3—4 раз при вы­держке 100 с.

Таким образом, изменение светочувствительности при изменении температуры в ряде конкретных условий съемки может оказаться достаточно большим, а то  и вовсе внесет ошибку в экспонометрический расчет. Кро­ме того, изменение темпе­ратуры по сравнению с комнатной может явиться причиной и некоторых дру­гих ошибок в выборе экспозиции Так, если пленка до съемки находилась не в комнате, а на улице в те­чение длительного срока, скажем, нескольких не­дель, то выявляются тем­пературные эффекты, свя­занные с протеканием в это время так называемо­го старения, то есть изме­нения светочувствительно­сти и вуали. При понижен­ных температурах хранения, какие типичны хотя бы для бытового холодильни­ка, эти изменения практи­чески отсутствуют, но при повышенных температу­рах, особенно в сочета­нии с повышенной влаж­ностью, могут быть значи­тельными. пленка IlfordНапример, хра­нение пленок «Фото-32» или «фото-65» а течение трех месяцев при 30 градусах и комнатной влажности сни­зит их светочувствитель­ность на 10—15%, а при 40 градусах — даже до 20%. Ес­ли же взять такую пленку, как «Фото-250», то приве­денные цифры следует удвоить. Повышение отно­сительной влажности до близкой к насыщению (что­бы не ходить далеко за примерами, подобная си­туация нередка для горо­дов Рима или Праги) может увеличить только что названные цифры еще ра­за в полтора, причем в та­ких условиях начинается и заметный рост вуали. Еще один температурный эффект может оказаться существенным в том слу­чае, когда между съемкой и проявлением проходит значительный срок. Допу­стим, прошел месяц или два, а то и более — вполне возможный случай у от­пускника, отснявшего не­сколько пленок на юге и не нашедшего времени проявить их сразу по воз­вращении домой. За рас­сматриваемый отрезок вре­мени происходит так называемая регрессия скры­того изображения. В ре­зультате при проявлении пленка будет себя вести так, как если бы была недоэкспонирована, то есть как если бы ее светочув­ствительность была меньше номинальной. Соответствующие цифры для кажу­щегося снижения ISO будут примерно такими же, как и для снижения светочув­ствительности вследствие старения. Для подавления регрессии, как и старения, можно рекомендовать хранение отснятых пленок при пониженных темпера­турах, например, в холодильнике.

Перечисленные темпера­турные эффекты были рас­смотрены применительно к черно-белым пленкам. Для цветных фотопленок они тоже имеют место. Кроме того дополнитель­ные осложнения вносит тот факт, что каждый из трех эмульсионных слоев цветной пленки может от­личаться от двух других по величине эффектов, вызываемых температурными колебаниями. В принципе закономерности измене­ния свойств с изменением температуры для всех трех слоев одинаковы, но ко­личественно эти измене­ния могут не совпасть, а значит нарушится баланс трех слоев по светочувст­вительности (иногда и по контрасту тоже) и  на цвето­передаче возникнут замет­ные глазом нарушения.
Для цветных фотопленок существенную роль при по­ниженных температурах играет уменьшение сенсибилизирующего действия красителя, тем более зна­чительное, чем а более длинноволновой области спектра краситель погло­щает свет. Поэтому в светочувствительном слое, где красителя вовсе нет, этот эффект не проявляется.
Все рассмотренные здесь температурные эффекты непосредственно связаны с физико-химической природой фотографического процесса. Следовательно, если и можно как-то по­влиять на их величину, пусть в ограниченных пре­делах, то устранить их пол­ностью нельзя. Вот поче­му полезно знать и об их существовании, и о том, к каким ошибкам они мо­гут привести при выборе экспозиции.
Nikon_D4_ISO12800
К счастью в современных цифровых камерах, таких как Nikon D4 этот эффект практически на проявляется.