Техника фотографа: съемка солнечного затмения

Недавно с моим коллегой фотографом в Праге Виктором Здвижковым обсуждали солнечное затмение на Арнтарктиде, которое произойдет 29 апреля 2014 года. Витя рассказал, кстати что познакомился лично с чешским фотографом Павлом Штеха , о котором мы писали совсем недавно. Так вот оказалось что Павел помимо того, что первым заснял запуск пражского метро еще и был очевидцем солнечного затмения 1961 года. Снимать тогда он не умел, а только учился, а учебным материалом был так полюбившийся нашим читателям журнал Советское фото.

Время и место

затмение фото

15 февраля 1961 года произойдет одно из самых красивых явлений при­роды — полное солнечное затмение. Оно начнется в 10 час 33 мин но мо­сковскому времени, когда на одной линии окажутся три небесных тела: Солнце, Луна н Земля и лунная тень коснется земной поверхности и районе Новосибирска. Со скоростью около 500 м/сек она промчится по поверхности земного шара, начав спой стремительный бег по Франции, про­должив его в Италии, Венгрии и закон­чив на территории нашей Родины. Жи­тели Крыма, Ростова, Сталинграда, Куйбышева, Уфы, Свердловска и многих других городов и населенных пунктов будут любоваться этой вели­чественной картиной. Затмение окон­чится на Таймырском полуострове не­далеко от Дудинки и Норильска.

 Как происходит солнечное затмение?

затмение солнце луна

Вот как его обычно происходит. В безбрежных голубых просторах ярко сияет Солнце, но в какой-то почти неуловимый момент мы замечаем, как на одном из краев Солнца появляется небольшой ущерб. Затмение началось. Постепенно Луна как бы надвигается на Солнце и солнечный диск приобре­тает вид лунного серпа, который затем становится все тоньше и тоньше и, наконец, вспыхнув последний раз, возвещает о начале полного солнечного затмения. По мере того как на Солнце надвигается диск Луны, становится все темнее и темнее и как только по­гаснет последний луч Солнца, окру­жающая нас природа приобретает не­обычный вид. Все погружается в тем­ноту. На небе, как во время сумерек, вспыхивают яркие звезды, видны не­которые планеты — Венера, Меркурий. Вдоль всего горизонта загорается заря необычной лимоно-оранжевой окраски. Вокруг черного диска Луны, скрыв­шего от нас Солнце, сияет серебристо-жемчужная корона с отдельными отверстиями — облаками раскален­ных газов ярко-красного цвета, пла­вающими над поверхностью Солнца и выглядывающими из-за диска Луны. Проходит около двух с половиной минут, и из-за диска Лупы появляется первый луч Солнца. Полное затмение окончилось. Еще немного — и Солнце, как и прежде, вновь сияет в голубых просторах неба.

Какой фотоаппарат и настройки выбрать?

Что и как фотографировать во вре­мя солнечного затмения? Для фотогра­фирования пригодны любые аппараты, С успехом могут использоваться зеркальные камеры «Зенит», «Старта, «Салют». Из объективов можно рекомен­довать «Юпитер-6», «Таир-3», «МТО-500» и «МТО-1000». Следует иметь в ви­ду, что диаметр изображения Солнца зависит только от фокусного расстоя­ния объектива. Для фотографиролаиип пригодны также и камеры типа «Фо­токор», «ФК», «Лпнгоф* и т. п. Имен­но с помощью таких камер можно на одной и тон же фотопластинке сфото­графировать весь ход солнечного затмения – от начала до конца, сделав за это время 12—20 экспозиций, с разным шагом (уменьшая интервал перед явлением полного солнечного затмения и после него). Камеру надо расположить так, чтобы изображения Солнца совпа­дали с диагональю снимка. Моменты экспозиций необходимо отмечать с точностью 0,5—3 сек по часам, проверен­ным по радиосигналам времени. Эти снимки будут представлять научный интерес, если кроме времени фотосъем­ки будут известны географические координаты места и ориентировка фотоаппарата относительно линии горизонта.

При фотографировании фаз частно­го затмения необходимо применять ма­лочувствительные и высококонтраст­ные фотоматериалы. Наиболее пригод­ными являются дипозитивные пла­стинки, имеющие защитный слой и обладающие высокой разрешающей способностью. Для них при отно­сительном отверстии 1:4 выдержка будет около 1/250-1/500 сек. Следует пользоваться контрастно работающими проявителями. Изображение Солнца на негативе должно быть лишено ореола и иметь заметное уменьшение плотности к краю солнечного диска. До затмения необходимо произвести пробную съемку Солнца, с тем чтобы подобрать нужную величину выдержки и относительного отверстия, а также рецептуру и режим проявления.

Съемка против солнца, а тем более солнечного затмения – это серьезное испытание для любой современной камеры. Если вы начинающий фотолюбитель, то рекомендую присмотреть себе у какого-нибудь онлайн продавца недорогую модель фотоаппарата для тренировки, а также почитать  отзывы покупателей. Из хороших вариантов могу рекомендовать камеры Panasonic, купить их выгоднее всего в интернет магазине бытовой техники «Сокол» www.sokol.ua  Мне лично там приглянулась модель Panasonic DMC-GF6X kit 14-42mm Black всего за 613$ — не так уж и дорого для качественной съемки против солнца.

Фотографирование солнечной коро­ны во время полного затмения требует применении достаточно высокочувстви­тельных фотоматериалов, проявляемых в мелкозернистых мягко-работающих проявителях. Так, при от­носительном отверстии 1:5 и чувстви­тельности фотоэмульсии в 32 единицы ГОСТа можно ожидать, что при вы­держке в 1 сек выйдут самые отдален­ные и наименее яркие участки солнеч­ной короны. При выдержках более 1 сек необходимо движение камеры вслед за Солнцем. Яркость короны не­одинакова. Наиболее яркими участками являются области, примыкающие к солнечному диску, а самые отдален­ные слабее их примерно в 200—300 раз. Чтобы получить фотографии различных участков солнечной короны, необходимо сделать ряд снимков меняя величину выдержки или относительного отвер­стия.

затмение фото

Фотографирование с различными светофильтрами имеет целью изучение цвета солнечной короны. Если наблю­датель имеет намерение получить не только фотоснимки общего вида сол­нечной короны, по и использовать их для изучения ее яркости, то он дол­жен прокалибровать снимки. Это зна­чит, что кроме снимка короны, необ­ходимо получить шкалу яркостей, с помощью которой можно почернения на снимке перевести в яркости. Такую работу могут выполнить опытные фо­толюбители. Описание этой, а также и других работ можно найти в «Инструк­ции для наблюдений солнечных и лун­ных затмений» (Москва, 1953 г.).

Большой интерес представляет съемка на цветных фотоматериалах, особенно на цветных обратимых плен­ках. Правильность передачи цвета можно проверить путем фотографирова­ния при тех же условиях белого экрана или поверхности свежевыпавшего сне­га, освещаемых Солнцем. Фотосъемка такого типа профессионалами-астроно­мами, как правило, не производится.

С помощью широкоугольной оптики или панорамными камерами можно сделать интересные снимки заревых явле­ний вблизи горизонта. Интересны и снимки, на которых, кроме заревых яв­лении, в кадр будет включена картина полного солнечного затмения с серебри­сто-жемчужной короной.

Можно еще указать не один вид фо­то и киносъемки. Это фотографирова­ние бегущих теней, появляющихся пе­ред началом затмения и непосредствен­но после него, имеющих различный цвет. Наконец, следует обратить внима­ние наблюдателей на поведение живот­ных, на различные метеорологические явления, сопровождающие затмение.

Фотоснимки и кинокадры любителей астрономии представляют большую цен­ность и могут помочь в проверке тео­рии движения Луны вокруг Земли, в исследовании строения солнечной коро­ны и в решении многих других вопросов