Как правильно выбрать ракурс для фотографии

Термином РАКУРС (от французского слова сокращение, укорачивание) в изобразительном искусстве обозначают обычно сильные перспективные сокращения, воз­никающие при изображении фигур и предметов с необычных точек зрения (сверху, снизу, сбоку и т. д.)

Ракурс непосред­ственно связан с точкой установки фотоаппарата или кинокамеры. Когда она зна­чительно отходит от нормального, привычного видения чело­века, когда нижняя или верхняя точка съемки приводят, в силу законов перспективы, к резким изменениям масштабов изображения, — в этом случае мы и говорим о ракурсе, в ко­тором снят тот или иной объект.
Известно, что при очень низкой точке мы получим мас­штабное преувеличение нижних частей объекта съемки и, со­ответственно, преуменьшение верхних. При верхней же точ­ке съемки все будет наоборот. Ракурс тем сильней, чем острей угол между оптической осью объектива и плоскостью объекта съемки.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ЧУВСТВО МЕРЫ

Для чего же, однако, нужно изображать предмет не таким, каким он выглядит в действительности? Для чего нужно вы­бирать необычную точку съемки?
Оказывается, что, пользуясь ракурсом, изменяя масштаб­ное соотношение частей объекта, например, при съемке морских пейзажей мы получаем качествен­но совершенно новый художественный результат.
Действительно, объект съемки остается тем же самым, а вместе с тем и другим. Используя ракурс, фотограф-художник творчески, по-своему, трактует снимаемый им объект.

Как уже говорилось выше, точка зрения и ракурс взаимо­зависимы. Если мы фотографируем человека, стоящего на улице, то, поднимаясь вверх или низко опускаясь, мы не только увидим человека (при том же масштабе его изображе­ния) в другой проекции, но, что не менее важно, взаимораспо­ложение в кадре человека и окружающих его предметов, фона, сильно изменится. Еще больший эффект мы получим, если одновременно с изменением высоты точки зрения мы изменим и фокусное расстояние объектива, то есть изменим масштабное соотношение элементов изображения.
Мы подошли сейчас к другой функции точки зрения — функции художественной, эстетической.

Фото в Роттердаме

Точка зрения стано­вится не только изобразительным средством композицион­ного построения фотографии, но в сочетании с ракур­сом становится средством художественно-эмоциональной трактовки изображения.

Ракурс — одно из выразительных средств авторской интер­претации сюжета.

Вспомним картину замечательного русского художника И. Левитана «Над вечным покоем».

levitan-nad-vechnym-pokoem

 Не случайно художник выбрал очень высокую точку зрения. От­сюда, с высоты, раскрылись бесконечные дали; река словно уходит в неведомое пространство; природа безмолвна и вели­чественна. И, глядя на этот «вечный покой», невольно дума­ешь о бренности человеческой жизни… Но вечен ли этот покой? Нет! Над горизонтом поднялись могучие тучи, и будто слышатся уже далекие раскаты грома. Близится гроза…