Как выбрать поляризационный фильтр для объектива

Использование поляриза­ционных фильтров при съемке на цвет пейзажей дает возмож­ность ослабить яркость голу­бого небосвода, не меняя соот­ношения яркостей наземных предметов.

В отличие от прямого солне­чного освещения голубое излу­чение небосвода, которое соз­дается рассеянием в атмосфе­ре, частично поляризовано. Степень поляризации макси­мальна под прямым углом по направлению к солнцу, очень незначительна в направлении от солнца и отсутствует при съемке против света. Вращая поляроид, поляризованную составляющую от неба можно ослабить или убрать совсем.

Воздушная дымка также явля­ется источником поляризован­ного излучения, которое заметно понижает контраст удаленных наземных объектов. На практических занятиях в фотошколе мы часто рассматриваем этот вопрос.

Поляроид может действовать как превосходный оттененный светофильтр, влияющий только на яркость неба и не повыша­ющий контраст наземных пред­метов. Степень притемнения неба регулируется положением фильтра.

Этот прием является, пожалуй, единственной воз­можностью выделения облаков и устранения дымки при цвет­ной съемке, когда необходимо сбалансировать соотношения яркостей неба и наземных предметов. Многие профессионалы и любители пользуются этим секретом, а затем выкладывают их в фотогалереи, где они могут быть оценены другими фотографами.

пейзаж снятый поляризационным фильтром

Поляризация неба подчиня­ется некоторым правилам. При восходе и закате небольшая поляризация наблюдается в зените, в середине дня ее мак­симум находится примерно под углом 45° к горизонту и степень поляризации меньше, чем в утренние и вечерние часы.

Поляризация никогда не бывает полной, поэтому даже при самых благоприятных усло­виях применение поляроида не может дать совершенно тем­ного (прозрачного на негативе) неба. Состояние поляризации зависит от прозрачности атмо­сферы. В ясную погоду, а также высоко в горах поляризация наибольшая, она уменьшается при появлении водяного пара (облаков), дыма и, конечно, полностью отсутствует в пасмурную погоду. Поляриза­цию ослабляет снежный покров.

Поляризация неба является настолько чувстви­тельным «инструментом», что по ее изменению можно пред­сказывать погоду: уменьшение поляризации в ясную погоду предвещает появление слабых, еще не заметных глазом облаков.

Чем ближе слой воздуха к земле, тем сильнее загрязне­ние атмосферы, поэтому на снимках, сделанных с поляроидом, небо почти всегда светлее к горизонту, что совпадает со зрительным впечатлением от чистого неба.

Polarizer-filer-1

В горах поляризация тем сильнее, чем выше место съем­ки. Здесь поляризационный фильтр должен применяться с осторожностью, ибо может при­дать небу слишком темный тон.

Воздушная дымка уби­рается поляроидом также не полностью: затемнение далей слабее, чем неба. Ус ранение дымки будет наибольшим при съемке под прямым углом к направлению на солнце. На мглу и на водяную дымку поля­роид действия почти не оказы­вает, но иногда удается выявить у горизонта гряду облаков, почти невидимую гла­зом и не прорабатывающуюся без фильтра.

Есть возможность получить при черно-белой съемке эффект ночного снимка, то есть совершенно черного неба на отпечатке. Это делают на изо-панхроматических пленках с плотным красным фильтром или на инфрахроматической эмульсии с инфракрасным фильтром. Однако соотноше­ние тональностей наземных предметов недопустимо иска­жается, контраст снимка стано­вится чрезмерным. При съемке с поляроидом незначительную остаточную долю голубых лучей можно устранить, допол­нительно применяя желтые фильтры, что заметно улучшает и воспроиз­ведение наземных предметов. Применение более плотных желтых фильтров нецелесо­образно и приводит лишь к уве­личению выдержки.
Поляроид полезен при съемке снежных пейзажей в солнечную погоду, особенно ранней весной, а также для подводного фотографирова­ния. Свет, рассеянный в толще морской воды, сильно поляри­зован. Рекомендации, каса­ющиеся устранения дымки в атмосфере, действительны и для подводных фотографов.

вода снятая поляризационным фильтром
Дополнительные преимуще­ства дает применение поля­роида при цветной съемке. Поглощение поляризованного паразитного излучения, кото­рое накладывается на цвета объекта, значительно повы­шает цветовой контраст и улуч­шает восприятие цветного снимка.

Здесь существует простор для творческого экспери­ментирования — поляроид поможет устранить синеватый оттенок у зелени в тенях, вы­зываемый голубым светом не­босвода, уменьшить синеву сне­жного покрова.

В цветном натюрморте заметно улучшит насыщенность блестящих и вор­систых тканей, устранив «раз­бавляющее» белое излучение, а также уберет ненужные бли­ки. При съемке цветного порт­рета можно устранить рефлек­сы, улучшить насыщенность фона. Определенное положе­ние поляроида уберет нежела­тельные оттенки в тенях на асфальте, изменит соотноше­ние тональностей объектов, освещенных прямыми солне­чными лучами и рассеянным светом неба.

Посмотрев на объект перед съемкой, внимательный фото­граф сразу оценит эффект, достигаемый поляроидом.
Существует много и иных слу­чаев (свет радуги, полярных сияний и т. д.), когда примене­ние поляроида также может быть интересным.
Российской промышленно­стью выпускаются поляроиды ПФ диаметром от 58 мм и меньше (числа означают поса­дочный диаметр наружной оправы объектива в мм). Поля­ризующая пленка пропускает около трети падающего на нее света, поэтому кратность поля­роидов составляет приблизи­тельно 3х. Точное значение для конкретного фильтра опреде­ляют с помощью экспонометра, замерив его показания без фильтра и с фильтром перед окошком.

На практике можно считать, что эта кратность остается постоянной для всех условий и не зависит от харак­тера источника света или от вида фотоматериала.

Крат­ность постоянна для любых поворотов фильтра, его воздей­ствие меняется только по отно­шению к поляризованному, а не обычному освещению. Крат­ность определяет увеличение экспозиции для обычной съемки. Но если фотографировать предметы за стеклом, для хоро­шей их проработки и устране­ния бликов экспонометрический замер нужно производить так, чтобы отраженный свет не влиял на показание экспономе­тра. Если бликующая поверх­ность витрины заполняет весь кадр, общее увеличение выдержки может достигать 5— 6 раз. В пейзажной съемке вод­ные поверхности не будут слишком темными, а небо будет насыщенным по цвету, если увеличить выдержку еще в пол­тора-два раза.

съемка воды поляризационным фильтром

Для общефотографических целей поляроиды изготовляют по возможности близкими к нейтрально-серым, но не все поляроидные пленки столь бес­цветны, и часто встречаются отечественные фильтры явно зеленоватого или иного оттен­ка. Их применение для цветных съемок нужно предварительно проверить, так как поляроид желтоватой окраски может вызвать на диапозитиве неже­лательный оранжевый тон. Такие фильтры дают хорошее изображение в комплекте с «холоднорисующей» оптикой.

Отечественные фильтры из бесцветной (серой) поляроид-ной пленки имеют дополни­тельное обозначение «Н», например ПФ-52Н. Несколько пониженная степень пропуска­ния в коротковолновой обла­сти, присущая поляроидам, рав­носильна их действию как уль­трафиолетовых фильтров. Поэтому обычный поляриза­ционный светофильтр с успе­хом выполняет роль нейтраль­ного четырехкратного фильтра (Н-4Х) или ультрафиолетового фильтра, который особенно целесообразно применять при съемке в горах.

Еще один практический совет. Так как защитные сте­кла поляроида не всегда прос­ветлены, а его действие существенно ухудшается при нали­чии боковой засветки, насто­ятельно рекомендуется приме­нение хороших солнечных бленд. Жаль, что оправа выпус­каемых в продажу фильтров для этого не приспособлена.

Мы рассмотрели примене­ние поляроида для ослабления или устранения поляризован­ной составляющей природного излучения. Не меньший интерес представляет специальная поляризация лучистого потока с последующим воздействием на поляризованный свет, то есть совместное применение двух поляроидов. Но это — тема отдельной статьи.

Видео:как сделать своими руками поляризационный фильтр