Первый в мире объектив с большой глубиной резкости

Трудно поверить, что опубликованные на этих страницах фотографии выполнены более 100 лет назад.

хоровод за околицей
хоровод за околицей

  Ведь в истории светописи известно — в середине семидесятых годов прошлого столетия не было еще объективов, которые позволяли бы полу­чать столь большую глубину резкости. В ту пору нельзя было сделать многоплано­вый пейзаж, а в групповых портре­тах людей выстраивали в одну линию. Здесь же мы видим свободное, пространственное расположение персонажей на крыльце дома, до горизонта уходят в глубь кадра строения, четко делится на три пла­на снимок хоровода на берегу реки.

Фотографии созданы в 1875 году, их ав­тор — талантливый изобретатель Иван Ва­сильевич Болдырев. О нем наш рассказ.

Русский умелец создал первый в мире объектив, при помощи которого стало воз­можно фотографировать большие группы людей во всем пространстве интерьера и делать предметную фотосъемку. Болдырев изготовил также первый обра­зец смоловидной эластичной пленки, ко­торая с успехом демонстрировалась на Все­российской выставке в Москве в 1882 году, сделал ряд других важных усовершенство­ваний, например предложил оригинальные конструкции фотографических затворов. К сожалению, Болдырева постигла участь многих одаренных людей из народа, ра­ботавших в условиях царской России: идеи изобретателя не нашли поддержки и при­менения.

Имя Ивана Болдырева оказалось обойден­ным даже в фотографических справочни­ках тех лет. Так, «Исторический перечень открытий в фотографии», составленный в начале нашего века А. Левровым, содержит сведения о многих (даже не очень круп­ных) открытиях за рубежом, но в нем ни слова ни сказано о замечательных идеях отечественного изобретателя.

Советские историки фотографии восста­новили справедливость. Впервые о трудах И. В. Болдырева было сказано в книгах Г. Болтянского «Очерки по истории фото­графии в СССР» и А. Сырова «Путь фото­аппарата».

семья казак 19 век
Семья богатого казака

Тепло писал о нем С. Морозов, разыскавший сведения об изобретателе. Болдырев родился в станице Тарковской в семье донского казака. В детстве был пастухом и только с пятнадцати лет стал обучаться грамоте. Подростка тянула к себе техника, самоучкой он овладел ремес­лом часовщика. Скопив денег, уехал а Но­вочеркаск и поступил учеником к фото­графу. Здесь он встретился с приехавшими из Петербурга студентами Академии худо­жеств. Они навели его на мысль об изо­бретении таких «объективных стекол», ко­торые позволили бы снимать группы людей с передачей линейной и воздушной пер­спективы,

В 1874 году Болдырев переехал в Петер­бург и поступил слушателем в Академию художеств. Но через год Иван Васильевич вернулся в родные места, на Дон. Все лето 1875 года он путешествовал по станицам Цимлянской, Кумшатской, Есауловской с тяжелым фотоаппаратом. Кадр за кадром запечатлевал жизнь донских казаков. Фо­тографа интересовало все: лица, одежда, жилье, станичные сходы, девичьи хорово­ды… Осуществлять эти замыслы Болдыре­ву помогали не только природная одарен­ность, знания, полученные в Академии ху­дожеств, но и его изобретение — объектив, отчетливо рисовавший многоплановые композиции,

В Петербург Болдырев привез два альбо­ма снимков. Специалисты и любители ис­кусства отметили художественную и био­графическую их ценность.

двор бедного казака
двор бедного казака

Один альбом приобрела Публичная библиотека, дру­гой — Русское географическое общество. Русский критик В. В. Стасов так отозвался о его фотографиях: «Многие из этих групп являются настоящими «бытовыми картина­ми»  в малых размерах, точно созданными талантливым художником». В 1878 году И. Болдырев сообщил о сво­ем изобретении Русскому техническому обществу в Петербурге. Автор так охарак­теризовал свою новинку: «Объектив моей системы имеет короткий фокус вследст­вие приготовленной мною линзы, которая, по моему мнению, способствует собира­нию световых лучей в гораздо большем ко­личестве, нежели все ныне существующие объективы».

Идея заинтересовала деятелей фотографии. И вот в павильоне фотохудожников Деньера, в присутствии Д. И. Мен­делеева и других ученых, болдыреескому объективу был устроен экзамен. В прото­колах Русского технического обществе за­писано, что собравшиеся «умышленно расселись по большому павильону кто как хотел, на протяжении 12 аршин. Фотогра­фический аппарат отстоял от первого на 6 аршин, а от последнего—на 20». Сни­мок, сделанный Болдыревым, «как по передаче линейной, так и воздушной пер­спективы всеми был признан прекрасным». Фотографу советовали взять на объектив привилегию (так тогда называли патент), но он не имел возможности внести положен­ные в теком случае 150 рублей и от при­вилегии отказался.

Подробная схема короткофокусного объ­ектива И. В. Болдырева в документах РТО, к сожалению, не сохранилась.

Но уникаль­ная фотография — «Группа членов V отдела Русского технического общества, снятая 11 апреля 1878 года в ателье Деньера на испытаниях объектива И. В. Болдырева» — дошла до наших дней. Она находится в Ле­нинграде, а Музее-архиве Д. И. Менделе­ева. Снимок воспроизводился на страницах «Советского фото» в 1979 году (№ 5, стр. 39).

Донские альбомы Ивана Болдырева также хранятся в Ленинграде. Копии с представ­ленных здесь работ можно увидеть в фон­дах Новочеркесского музея истории дон­ского казачества и в залах областного крае­ведческого музея в Ростове-на-Дону.