Павел Штеха – Первый чешский фотограф запечатлевший пражское метро

Павел Штеха— чехословацкий фотограф среднего поколения. Начало его жизненного пути обычно: школа, работа, армия. В 1967 году поступил в пражскую Академию музыкального и театрального искус­ства (ФАМУ) на факультет кино и телеви­дения. По окончании стал работать фото-художником. Десять лет назад Штеху при­гласили преподавать в ФАМУ и с тех пор он ведет семинар по документальной фо­тографии.

Павел Штеха не любит слово «учить». За­нятия на его семинаре носят характер собеседований-размышлений со студентами, когда педагог и для себя открывает новые грани фотоискусства. По его мнению, фотография, непрерывно ставит перед снимающим самые разнообразные и прак­тические, и психологические вопросы. От­веты можно найти только творческим пу­тем. Этому и учат в ФАМУ. Сам Штеха — воспитанник профессора Яна Шмока, имя которого хорошо известно и за пределами Чехословакии. Он и разра­ботал нынешнюю систему обучения: за четыре года слушатели ФАМУ готовят семь-восемь фотокниг, отвечающих бук­ве и духу современной фотографии. Опытная рука преподавателя опекает сту­дентов на всем протяжении работы над книгой — от замысла до конкретного во­площения в графическом оформлении.

Воспитывая будущих фотохудожников, Штеха решает вместе с ними проблемы, ко­торые близки ему самому.

Существует мнение, что не каждая жизненная тема фотогенична, многие с трудом поддаются визуальному анализу. Штеха думает иначе. Он сотрудничает с социологами кафедры теории культуры Карлова университета в Праге. Одна из последних работ сделана по теме «Изучение стиля жизни обита­телей Южной Моравии». Объемистый цикл снимков отразил не только этнографиче­ские приметы быта, но и духовные чер­ты людей. Он уже давно использует та­кую форму, как фотографическая серия. Серия, по его убеждению, позволяет отчет­ливее выявить взгляд автора на проблему. Несколько лет Штеха снимал серию «Дач­ники», рассказывая о тяге горожанина к земле, стремлении окунуться в природу, своими руками посадить и вырастить де­рево, цветы. В этой работе Штеха от на­блюдений шел к обобщениям социального плана.

Иногда он ищет острый поворот, казалось бы, на нейтральном материале, порой вы­бирает тему, которая актуальна сама по себе. Так, в серии «Дом пенсионеров» разговор шел о старых и одиноких людях, взятых на попечение государством. А последняя его работа касается детского спор­та. Средствами фотографии Штеха пытает­ся размышлять о том, что происходит, когда спортивных вершин достигает сов­сем юный чемпион, умственное и нравст­венное развитие которого еще не отвечает его физическим возможностям. Ште­ха вскрывает эту диспропорцию, психоло­гически анализирует ее. «Фотография, бу­дучи визуальным высказыванием,— гово­рит Штеха,— помогает зафиксировать и объяснить то, что не выявлено словесным анализом. Одно не исключает другое, на­против, в социальной и психологической сфере слово и изображение обязаны вза­имно дополнять друг друга». В своей практике мастер тесно связан с фотопублицистикой, много работал для журнала «Млада свет», сотрудничал с крупнейшими издательствами. Его снимки не раз выставлялись на зарубежных и на­циональных выставках, отмечались высоки­ми призами.

Молодые фотографы обучающиеся на моих авторских курсах в Риме часто спрашивают, где распечатать и проявить свои снимки. Печать фото для выставок, безусловно, важная и ответственная часть творческого процесса. И, к сожалению,вынужден признать, что лабораторий осуществляющих фотопечать безупречно не так уж и много. Часто даже приходится летать в  центр профессиональной фотографии MAXILAB, что в расположен в далекой Москве.

На этих страницах представлены кадры из серий «Транспорт» и «Первый день праж­ского метро». В «Транспорте» автор взял острый сюжет: человек и машине на улицах большого города. Человек не может жить в городе без транспорта, но машины, став частью окружающей среды, на только облегчают, но порой к осложняют повседневную жизнь горожанина. Уличные сценки рож­дают образ сегодняшнего горожанина — вечного бегуна на длинной дистанции дня. Человек на улице. Он разный и по-разно­му смотрит, по-разному выглядит: за стек­лом автобуса и не остановке, рано утром или в часы пик, в центре и на маленькой улочке. Павел прекрасно передал вязкость улич­ной стихии с феерией знаков, толчеей и почти слышимым шипением шин, пересту­ком трамваев. Глядя на снимки, осознаешь, что в большом городе люди и машины постоянно живут бок о бок, взаимодейст­вуют.

Анализу более локальной ситуации посвя­щена серия «Первый день пражского мет­ро». Конечно, в эпоху космических поле­тов подземный поезд и эскалатор поражают воображение человека иначе, чем пол века назад, но снимки зафиксировали праздничность, удивление, любопытство, одним словом, всю гамму переживаний, владевших пражанами в тот памятный день. На примере снимков Штехи хорошо видно, как далеко вперед ушла фотодокумента­листика в использовании арсенала средств творческой фотографии. Не случайные же­сты или моменты, а нечто большее забо­тит автора: человеческие состояния, пси­хология, взаимоотношения с окружающей средой.
люди в пражском метрополитене

Отсюда и особое отношение к фотогра­фической пластике, проблемам формы. Пространство кадра у Штехи сложно и мно­гомерно. Скажем если линейно- плоскостное решение композиции задается самим ма­териалом (например, пассажиры за окном вагона),  используются отражения, появ­ляется многоплановость. В объемные ком­позиции нередко вводится сложное чле­нение пространства плоскостями, в кадре возникают параллельные сюжеты, ведется своеобразная «игра» со временем. Все это дает свободу авторской интерпре­тации материала в рамках фотодокумента. Вот почему Павел Штеха привержен к вы­разительным пластическим решениям и учит этому других. Его работы, также как и творчество других представителей «новой волны» в чехосло­вацкой фотографии 70-х годов, явились по существу разрешением спора о художест­венности социального фоторепортажа, ко­торый разгорелся в фотографической сре­де в середине прошлого десятилетия. Тогда часть авторов по-прежнему пыталась прилагать к документальным кадрам тра­диционные эстетические критерии, и ху­дожественность, с их точки зрения, способ­на была сформироваться только за счет соответствующих изобразительных при­емов.  Из современных чешских авторов, раскрывающих тему транспорта и вокзалов стоит отметить фотографа Виктора Здвижкова и его серию «Вокзалы Праги» в которой Здвижков рассказывает зрителю, как развилось железнодорожное сообщение в Праге за последние полвека.

  первый день запуска пражского метро
Однако в это же время утверждалось но­вое понимание эстетической ценности в документальной фотографии: она могла возникнуть в результате самого отбора материала, другими словами, извлечена из реальной действительности. Это иная грань соприкосновения фотодокументалистики с искусством.

Художественный метод Павла Штехи сое­диняет в себе обе позиции и потому ока­зывается особенно плодотворным и со­держательным.