Одна фотография может заменить десять тысяч слов – часть 2

Гражданская ответственность репор­тера, следовательно, прямым образом относится и к его творчеству. «Независи­мые» имеют возможность отказываться от работы над скользкими сюжетами.

фотожурналистика

Но частые отказы также опасны, так как лишают автора профессиональной ра­боты. К тому же прогрессивная пресса представляет довольно ограниченную сферу приложения для всех честных фоторепортеров, которые желают рабо­тать в абсолютном согласии со своей со­вестью. Сейчас в интернете любой желающий может легко скачать бесплатные обои на рабочий стол и качество их будет сравнимо с профессиональной съемкой.

обои на стол

Подобное положение вещей создает подлинно драматическую ситуа­цию и ставит их перед постоянной острой проблемой, которая, правда, одинаково ощущается всей прогрессивной интелли­генцией.

Закон капиталистической конкуренции толкает большинство газет, в целях под­нятия своего тиража, к потаканию низ­менным вкусам читателей. Честный ре­портер оказывается в весьма щекотли­вом положении.

Время от времени у нас возникают споры на тему: является ли фотография искусством?

Может быть, надо начать с утверж­дения, что с тех пор, как родилась фото­графия, создано достаточное количество прекрасных произведений, и этих заме­чаний вполне достаточно, чтобы не всту­пать в длинные схоластические слово­прения. Уместно только напомнить, что все ценные произведения фотоискус­ства дают богатый материал для их анализа с точки зрения содержания и формы. Это позволяет нам заключить, что фотография есть одна из форм вы­ражения прекрасного. В ее истории, как и в истории живописи, мы можем найти свои примитивы, свою классику, своих «академиков» и своих «отверженных». Она ничего не должна живописи, и имеет многие области жизни, где толь­ко она одна и может ее достойно вы­разить.

северная ирландия

Встречаются снимки, геометрические или графически тонкие, заполненные искусной игрой светотеней, разум вос­хищается ими, но сердце не начинает биться сильнее. Они не выражают и не представляют то искусство, которое своими корнями вросло в жизнь, в чело­веческую повседневность. В истинном же произведении первое место должно за­нимать содержание, а не обнаженная форма. А упомянутые снимки, фотографически, может быть, и безупречные, но двусмысленные по содержанию, теряют свою ценность по сравнению с той фото­графией, пусть менее удачно скомпоно­ванной, но несущей в себе идею, кото­рая покоряет с первого взгляда.

фотожурналист репортаж с военных действий

Что касается оперативного репор­тажа, то поиски формы там, по многим причинам, сильно затруднены — недо­статок света и в особенности короткое время для реализации задачи не позво­ляем продумать психологическую куль­минацию момента. Эти причины часто мешают развернуться оперативному ре­портажу как высокому творческому акту. Правда, лучшие репортажные снимки были созданы неожиданно, молниеносно, без того, чтобы персонажи знали или просто догадывались о съемке. В этом случае все внимание фотографа направ­лено на единственный, неповторимый момент, настолько прекрасный и лишенный какой бы то ни было фальшивой ноты, что он кажется самой действительностью и его нельзя воссоздать вновь с по­мощью любых постановочных средств.

Очевидно, нет больше вопроса: искусство ли это в обыденном смысле слова? Личное вмешательство фотографа сводится к одному: выбору условий съемки, способных запечатлеть типичное. Но успехи в данном жанре — не случай­ность. Это плоды долгого и терпеливого труда в который вложено все мастер­ство и опыт фотографа..

И прежде всего за всем этим стоит главное: искренняя любовь и уважение к человеку.