Как происходила озвучка 16мм фильмов в советском кино

Предположим вы начинающий режиссер-любитель. Написали сценарий, нашли актеров, готовых работать за еду, взяли у друзей видеокамеру и зашли интернет-магазин атрибутики, где накупили дешевых костюмов. Да вы решили на всем сэкономить, но что делать. Можно было, конечно не покупать в интернете, а обратиться в солидное агенство по подбору техники и персонала, но это влетело бы вам в копеечку.
Последним этапом после монтирования фильма станет его озвучка, хотя и тут возможно сэкономить если обратиться к опыту советских режиссеров:
Работая над созданием научно-технических фильмов, мы столкнулись с трудностями их озвучения прежде всего из-за необ­ходимости иметь сложное, громоздкое и дорогостоящее оборудова­ние. Хотелось найти более простые спо­собы, доступные любым небольшим кинолабораториям и любительским коллективам.
озвучка фильмов
Запись звука на отдельную ферро­магнитную ленту и воспроизведение ее через магнитофон синхронно с проекцией неозвученного фильма мы испро­бовали в самом начале нашей работы. При обрыве киноленты синхронность нарушалась, и это доставляло нам мно­го забот и лишнюю трату времени.
Второй способ — нанесение магнит­ной дорожки с помощью ферромагнит­ного лака на демонстрируемой кино­пленке — не давал хорошего качества звучания из-за сложности технологиче­ского процесса приготовления и нане­сения этого лака.
Гораздо лучше оказался метод на­клейки стандартной магнитной ленты. Он в значительной степени ускорил процесс нанесения магнитного звуко­носителя и позволил улучшить каче­ство звучания.
Магнитная лента шириной 6,35 мм разрезается на три равные полосы. Приспособление для этого изготовлено из оргстекла; режущая часть состоит из двух лезвий для безопасной бритвы.
Готовая магнитная лента наматы­вается на бобину и устанавливается на верхний кронштейн проектора «Украина». Ограничитель у вала балансирующего барабана проек­тора снимается. Озвучиваемый фильм устанавливается на стойку моталки, которая крепится к столу на расстоя­нии 40—50 см от проектора.
Кинопленка, идущая от моталки, на­кладывается на два верхних ролика. Затем она проходит между прижимным роликом и звуковым барабаном. Таким образом прижимной ролик служит для  прикатки наклеенной магнитной ленты. Дальше кинопленка заправляется так же, как при проекции фильма. Объек­тив отведен в сторону.
Фильера, изго­товлена из тонкой латунной хромиро­ванной жести с припаянной к основа­нию медной трубкой. В трубку встав­лен фетровый фитиль, кончик которого выходит наружу на 1,5—2 мм и служит для нанесения киноклея на поверхность ленты. Поступление клея регули­руется винтом.
Перед склеиванием киноленты фильеру нужно отрегулировать из рас­чета 1 капля клея на 24 кадра пленки.
При меньшей дозе получаются пропус­ки в склеивании; при большей — клей попадает на изображение и после высыхания кинолента, а следовательно, и магнитная дорожка коробятся. В ре­зультате при записи и воспроизведении звука поверхность магнитной дорожки неплотно прилегает к магнитной го­ловке.
Специальная лапка служит для на­правления магнитной ленты при на­клеивании. Край с краем должны сов­падать точно.
фильм звук
Перед приклеиванием магнитофон­ной ленты кинопленку необходимо обезжирить спиртом-ректификатом. Для этого пропитанный спиртом там­пон из марли следует приложить к глянцевой стороне киноленты и пере­матывать ее на моталках.
Способ озвучения узкопленочных кинофильмов, описанный нами в жур­нале «Радио» №11 за 1956 г., имел ряд существенных недостатков. Универ­сальная магнитная головка для записи и воспроизведения звука монтирова­лась на отдельном кронштейне с рас­стояния в 20 см от звукового барабана проектора. Балансирующее устройство, служащее для обеспечения плавности хода киноленты, устанавливалось на кронштейне. При этом возникала двой­ная нагрузка на кинопленку и бывали ее обрывы.
В настоящее время Одесский завод КИНАП выпускает кинопроекционный аппарат «Украина» ПП-16-3 снабжен­ный магнитной головкой МГ-14-В-М и специальным усилителем 7У-17 для вос­произведения звука. Магнитная головка смонтирована непосредственно у звуко­вого барабана кинопроектора. Это обес­печивает хорошую плавность хода лен­ты по магнитной головке и улучшает качество воспроизведения фонограммы.
Мы вполне удовлетворены магнитофонной приставкой МП-1М.

При записи речи диктора микрофон подсоединен к усилителю 7У-17, кото­рый в свою очередь включен на передней панели усилителя КПУ-50. Вилка переходного шнура одним концом вклю­чается в гнездо «Громкоговоритель» КПУ-50, второй конец включается в усилитель магнитофонной приставки МП-1М в гнездо с обозначением «транс­ляция».
Для питания магнитной головки используется кабель магнитной головки проектора. Он через переходной штекер подключается к усилителю МП-1М в гнездо с обозначением «К приставке».
На усилителе МП-1М регулятор за­писи и воспроизведения ставится в положение «ЗЛ». Регулятор громкости ставится в среднее положение. На уси­лителе КПУ-50 регулировка записи про­изводится по индикаторной лампочке. В период звучания фонограммы или дикторского текста эта лампочка долж­на показывать незначительную пере­грузку.
Для перезаписи с магнитофона МАГ-8 вилка переходного шнура вклю­чается во внешний усилитель магнито­фона, а второй конец —в гнездо адап­тера КПУ-50. Усилитель 7У-17 в это время снимается и в записи не уча­ствует, остальные подключения оста­ются такими же, как описано выше. Во всех случаях включения должна со­блюдаться полярность.
Таким образом киноаппарат «Ук­раина» с магнитофонной приставкой МП-1М и специальной фильерой стал выполнять дополнительно две опера­ции: наклейку ферромагнитной ленты и звукозапись.
Желательно, чтобы промышлен­ность при соответствующей доработке схемы усилителя магнитофонной при­ставки МП-1М выпускала усилитель для записи и универсальную магнит­ную головку/ которые бы входили в комплект кинопроектора «Украина ПП-16-3».