История фотографии: техника советских фотографов

Камеры в мобильных телефонах становятся все совершеннее, разве могли мы представить еще 5 лет назад, что 90% фотографий в мире будут делаться на телефон. Согласитесь снимают сейчас практически все, а вот настоящих фотографов мало. Недавно задался вопросом скачать обои на андроид платформу для своего Samsung Galaxy 4 так как хотелось чего-то новенького и красивого, а свою фото ставить вместо обоев не прилично как-то. Еще раз удивился качеством современных картинок, и сразу вспомнилась статья в журнале Советское Фото за сентябрь 1984 года про всесоюзную фотовыставку. Уверен нашим читателям будет интересно сравнить возможности того времени и так сказать, почти 30 лет спустя.

Обои Санкт-Петербург

Техника на службе фототворчества

«Большой жанровый диапазон Всесоюзной фотовыставки предоставил возможность авторам продемонстрировать широкий круг изобразительно-тонических средств, методов, оформительских манер.
Устроители, конечно же, не ставили своей задачей представить на выставке все многообразие приемов и методов применения фотоматериалов. Но возросший технический уровень советской фотографии — результат постоянной работы фотографов над его повышением — очевиден. Применение многих приемов стало более оправданным, тонким, не бросающимся в глаза, не претендующим на самостоятельную ценность. Прошла пора увлечения механическими совмещениями изображений, любования чисто техническими возможностями оптики, возведения отдельных находок в ранг «философских обобщений». Если раньше поиск изобразительно-технических средств чаще всего приходился на стадию лабораторной работы — фотопечати, то сегодня он переходит в съемочный процесс, особенно при работе с цветными материалами. Методы дополнительной доработки слайдов, например, пока мало распространены, но необходимость их широкого применения в перспективе несомненна. Ушел в прошлое консервативный подход, программировавший те или иные оптические средства только для определенных видов съемки. (Вспомним бытующие еще в технических инструкциях рекомендации: «…для съемки в стесненных помещениях»… «для портретной съемки», «для съемки удаленных объектов».) Пример тому — фотографии, сделанные объективом типа «рыбий глаз». А. Моклецов удачно применяет его для съемки замкнутого пространства физической установки (серия «Космический век») и добивается композиционной собранности; А. Васильев — на огромном открытом пространстве (серия «Северный полюс») демонстрирует способность этого объектива к детализации; В. Резников — использует «рыбий глаз» для съемки промышленных интерьеров; Л. Якутии — для кадра, казалось бы, чисто репортажного (серия «Служба морская»). Можно считать, что первое увлечение объективами «рыбий глаз» давно прошло, но а тематических многокадровых сериях этот тип объективов нашел свое определенное к прочное место. Как это ни странно, сюжетов, снятых панорамными камерами, на выставке немного. Наиболее удачно технически выполнены серии цветных фотографий П. Одикадзе «Цветение» и Г. Зельмы «В горах Киргизии».
Многочисленны примеры творчески интересного использования объективов со стандартным и близким к нему фокусными расстояниями. Даже в условиях явно недостаточного освещения фотографы умудряются добиться высокого фотографического качества и максимальной реализации возможностей обычной черно-белой пленки — достаточно вспомнить портреты П, Кривцова и М. Гнисюка. Телеобъективы по-прежнему преобладают в спортивной съемке. Назовем хотя бы «Старт пловца» С. Гунеева, «Где мяч?» и «Гимнаст» И. Уткина, «Волейбол» С. Киврина — прекрасно детализированные, с четким отделением главного изображения от фона. Да, зрителю интересно увидеть и «прочесть» лицо спортсмена. Однако не всегда стремление фотографов к преувеличенно крупной съемке лиц устраивает зрителей, которые хотят неспешно вглядеться в детали и почувствовать общую атмосферу спортивных соревнований.
К сожалению, не так часто встречались на выставке работы с применением сильной телеоптики в других жанрах. Вспоминается, пожалуй, лишь портретная выкадровка В. Пчелкина из балетной серии «Спартак». Особого эффекта стилизации под старинную фотографию добиваются Г. Колосов, используя монокль собственной конструкции, и А. Ернм с помощью традиционного монокля.
Удачно применена мультипризма в работе А. Чумичева «Цыганский танец» и снимке А. Моклецова из серии «Космический век». Применение «творческих» фильтров для активного вмешательства в формирование зрительных элементов изображения пока ограничено. А. Соломонов, В. Корнюшин и Г. Цуканов удачно используют а своих снимках дифракционные и смягчающие фильтры. Сегодня фотомастера достаточно широко используют различные способы дистанционного управления съемочной аппаратурой, которые нашли применение не только в прикладной фотографии, в съемке живой природы, но и в широкой репортерской практике.

 советская черно-белая фотография
Использование дополнительных средств лабораторной обработки исходного материала представлено достаточно широко и качественно Экспонирующаяся на выставке черно-белая изогелия одного из пионеров творческих методов лабораторной обработки П. Карпваичюса «Туман» — еще одно свидетельство долгожительства некоторых работ.
Широка ныне обойма авторов, освоивших различные графические приемы: контратипирование с соляризацией, всевозможные варианты методов ФДП (Ю. Шлагин, В. Филонов, Н. Гынгазов, М. Жилинский, 3. Аубакиров и другие).
Исключительной проработки деталей, пластичности, выявления тончайших бликов достигает А. Васильев в серии «Архитектурные памятники», используя метод печати на «мокрой бумаге».
Дополнительная легкая «досветка» отпечатка при проявлении позволяет Г. Арутюняну передать ощущение фактуры камня на снимке «Камни Армении».
Тонирование в процессе проявления помогает Г. Пинхасову достичь тонкой деталировки и объема в натюрмортах. Наиболее заметен прогресс технического качества в цветной фотографии. Не умаляя значения аутентичной передачи цвета, прекрасно продемонстрированной в работах А Шлинеева, А. Левнева, Л. Вейсмана, Ф. Дунаевского, нельзя не заметить, что фотографы постепенно отходят от раболепного следования естественным цветовым сочетаниям, начинают целенаправленно акцентировать цветовые доминанты (М. Шишанов «Времена года». А. Шумков •Синее озеро»), а порою и намеренно преувеличивать возможные в природе соотношения (В. Дорожинский «Карельский край»). Для современной фотографии становится характерным более свободное обращение с цветом, что прослеживается также и в рекламной фотографии. Цветная печать по методу изополихромии представлена в нескольких вариантах исполнения: цветная аддитивная печать с зональными фильтрами через контрастные контратипы и более совершенная — через соляризованные и оконтуренные контратипы.
Плотные черно-белые маски для создания контурного деления в цветном изображении интересно применены в работах Л. Ассанова «В мире красок». Серия пейзажных фотографий «Фантазия» О. Мышкина — пример использования смешанного естественного и искусственного (фотовспышка) освещения — может положить начало более серьезным разработкам этого интересного приема. Применение искусственного освещения с достаточно простой технологической реализацией, но доведённой до совершенства, демонстрируют портретные работы В.Плотникова и натюрморты А. Кулакова.
Способность фотоматериалов и оптики к детализации изображения растет, аппаратура становится компактнее и, следовательно, оперативнее. Растут информационные возможности фотокадра, и это позволяет создавать более «свободные» композиции. Примеры тому —работы с большим монохромным полем или фоном, и котором четко прочитываются небольшие контрастные предметы или детали. Такие решения видны как в цветных работах — 3. Казенас «Пашня», «Вечереет», так и в черно-белых — А. Кулаков «Композиция». Очень показателей в этом плане пейзаж Ю. Илека «Дождливое лето». Особая тема — работы, отпечатанные со слайдов. Как известно, существует несколько способов получения отпечатка со слайда. Наиболее распространенный — печать с негативного дубликата (интернегатива), другой способ — печать непосредственно со слайда на обращаемую (так называемую реверсивную) фотобумагу. В силу определенной сложности технологии второй способ пока распространен слабо даже а ведущих наших фотослужбах. Совершенствование технологии прямопозитивных материалов (без стадии обращения, а значит, и без дополнительных возможных искажений цвете) позволило получить, хотя и дорогой, но наиболее технологичный фотоматериал для профессиональной фотографии. Он характеризуется высокой интенсивностью передачи цвета и недостижимой ранее сохранностью цветных отпечатков. Коллекция слайдов, отобранная редакцией журнала «Советское фото», была напечатана на бумаге «Ильфорд Сибахром», любезно предоставленной фирмой для опробации. Получение цветного изображения на этой бумаге основано на обесцвечивании красителей, присутствующих в фотослое, которое происходит в процессе обработки.
история советской фотографии черно-белый пейзаж О преимуществах и недостатках этой фотобумаги по сравнению с обращаемыми (реверсивными) фотобумагами, о специфике технологического процесса рассказывает фотограф издательства «Планета» Е. Герасимов, производивший фотопечать:
— Работу я проводил на увеличителе -Де Вере» с диффузным светом. Цветовая температура ламп 2800 К. Обработка велась на проявочной машине барабанного типа.
Подкупает технологическая простота режима, когда дается довольно широкий температурный диапазон и одинаковоевремя обработки во всех ваннах Обработка прямопозитнаного материала явно проще, нежели реверсивного, менее критична к точному поддержанию температуры и цветокоррекции. Надо сказать, что я не удержался от искушения напечатать один и тот же слайд на прямопозитивной и обращаемой фотобумагах для сравнения. Оба отпечатка смотрелись хорошо, но есть некоторые различия. Хотя отпечатки со слайдов всегда обладают большим цветовым контрастом, на прямопозитивной фотобумаге можно передать всю гамму цветов слайда, особенно в светах. Печать на прямопозитивной бумаге занимает у фотографа меньше времени, чем на реверсивной, сохраняя его для чисто творческого осмысления каждого сюжета. Практически обработка в машине барабанного типа мало чем отличается от стандартных режимов, за исключением того, что для предотвращения слипания листом пришлась удвоить количество смачивателя.

Биг Бен в Лондоне
Другую возможность интерпретации цвета, в сравнении с интенсивными цветовыми контрастами «Ильфорд Сиба-хром», представляют цветные работы Р. Рубцова. Его зимние пейзажи лиричны и нежны. Их палитра почти монохромна, с тонкими, нейтрально-серыми и легкими голубыми оттенками. Вот что рассказал автор этих фотографий о своих творческих «секретах»:
— Прежде чем коснуться чисто технической стороны, хотелось бы остановиться на том, что фотографу необходимо психологически настроиться на определенное состояние
 пейзажа, которое он намерен передать в снимке. Важно не забыть это настроение и переходя к лабораторной работе. Во-первых, на мой взгляд, нельзя одновременно обдумывать сюжет и в цвете, и в черно-белом варианта, снимать и на цветную, и на черно-белую фотопленку.
Я специально готовлюсь к работе в цвете — «настраиваюсь на цвет» В этих случаях у меня обостряется восприятие тонких оттенков, нюансов. Казалось бы, в зимнем пейзаже колорит неяркий, неброский, но фотография способна выявить его едва различимые оттенки. Во-вторых, у маня нет моментально сделанных пейзажей, как говорят, «подарков». Есть свои любимые «пейзажные» места. Идя на съемку, я заранее знаю, что и где буду снимать. Сюжет снимка вынашивается подолгу, и необходим лишь случай, чтобы воплотить додуманное. Пример тому —- работа над снимком «Отражение». Наметив съемку, я ждал только погодных условий, когда наступит зимой потепление, — нужен был иней на деревьях. Экспозиция определялась по воде с отраженными в ней деревьями.
В-третьих, необходима постоянная тренировка глаза. Не ленюсь делать этюды. Например, снимаю красное на красном, чтобы отработать передачу цветовых нюансов и фона. Цвет для меня — это прежде всего эмоции, но техническая сторона работы не менее важна Много лет снимаю на одном типе фотопленки — цветной негативной «Вериколор профессионал». На слайды не снимаю— недолюбливаю высокую контрастность обращаемой пленки. При проявлении фотопленки с сюжетами зимних пейзажей разбавляю проявитель на 20 г, за счет чего снижается контраст изображения, фотопечать — на увеличителе с диффузным освещением Довольно часто применяю кусочек целлофана для смягченния контраста деталей второго плана. Цветокоррекция при печати сводится к получению белизны снега с легким голубоватым оттенком. Необходимую коррекцию стараюсь заранее осуществить при съемке. Использую маски, оттененные корректирующие и дифракционные фильтры. Вводя голубой фильтр перед объективом, можно добиться «рекламного» голубого неба. Но применять фильтры нужно осторожно, я не сторонник их использования для создания преувеличенно насыщенных цветов…»