История фотографии: техника фотографа в путешествии

Многие начинающие фотографы задаются вопросом — какую технику взять с собой в путешествие? Любопытно, что во времена зарождения фотографии, советы мало отличались от современных. Да техника была гораздо проще, но принципы остались те же.

Недавно наткнулся на июльский номер журнала «Советское Фото» от 1927 года и обнаружил там любопытную статью по теме.

О снаряжении фото-экскурсанта

«ЛЕТО и осень для фотографа-натуралиста и просто туриста, это — время экскурсий, ближних и дальних. Какой бы характер экскурсии ни носили, наиболее богатый для фото-съемки материал представится как раз в это время. Конечно, не следует щелкать зря затвором что попало, но не годится также и проходить мимо всего того, что достойно съемки. То, что следует снять— надо снять, помня, что очень часто мы можем потерять неповторимый момент, во времени или в месте, — безразлично. Очень часто для экскурсанта-фотографа пригоден будет принцип, которым руководствуются, скажем, ботаники при сборе растений для гербария: брать попавшийся экземпляр, не надеясь встретить второй такой же, и уже из нескольких выбирать лучший. Вот, по той причине, что съемка в экскурсии, это—не съемка дома, где все под рукой, и следует тщательно обдумать и приготовить все свое фотографическое вооружение, чтобы было все необходимое, но не было бы лишнего.
Прежде всего, о камере. На этот счет уже много говорилось, и потому нам придется, может быть, повторять уже сказанное. На наш взгляд, для фотографа в походе наилучшей будет камера размера 9 X 12 см, с матовым стеклом. Этот размер достаточно велик, не будучи в то же время очень обременительным. Натуралисту обязательно нужно иметь камеру с двойным растяжением меха для съемок в натуральную величину, что непременно встретится в практике каждого,—будут ли это снимки живой или неживой природы. Касательно оптики надо сказать, что, конечно, более светосильные и хорошо коррегированные объективы (анастигматы) будут всегда желательней.

старая камера Лейка
Фотографу-туристу, на наш взгляд, на ряду с камерой, для более «основательных» съемок,— с наводкой на матовое стекло, со штатива и пр.,— очень полезно иметь камеру маленького формата, например, 4,5 X 6 см, в любой момент готовую к действию. При удобстве и простоте в обращении, такая камера не привлекает к себе внимания,благодаря незначительным размерам, что очень важно при съемке, например, жанровых сценок и чего совершенно не избежать, снимая более крупной камерой. Негативы 4,5 X 6 см свободно выдерживают увеличение до 13 X 18 см и больше.
К своей камере фотограф — экскурсант должен иметь достаточное число кассет, хорошо, если на дюжину пластинок.
Камера и кассеты должны быть в хорошем надежном футляре, могущем защитить их и от дождя, и от пыли, и от разных дорожных встрясок. Следует обзавестись каким-либо легким и тонким черным покрывалом, например, из сатина, помещая его также в футляре. При пешем хождении   очень   хорошо, если футляр, кроме плечевого ремня, еще укреплен на поясе, тогда он плотно держится, не болтается и не мешает в ходьбе и особенно при всяких экскурсионных „трюках». Плечевой ремень должен быть достаточно широк и мягок, чтобы не резал плечо. Надо, чтобы камера и кассеты в футляре сидели плотно и не терлись друг о друга, и для этой пели разгородить их перегородкой или прокладкой из картона, лучше оклеенного бархатом, и т. п. Те фотографы, которым приходилось бродить с аппаратом, — вероятно, знают, как важно иметь хорошо прилаженный футляр.
Штатив, конечно, необходим всякому, кто предполагает делать серьезные снимки. Лучшими тут будут легкие деревянные, в сложенном виде очень короткие, штативы. Правда, они довольно дороги. Можно обойтись и металлическим трубчатым штативом. Они обычно еще короче деревянных в сложенном виде, что для экскурсанта важно, однако, не так устойчивы, как деревянные. Раскрытый штатив должен быть, по возможности, высок и устойчив, сложенный — короток. Прочность и легкость также не последние качества походного штатива. Все части, могущие от тряски потеряться: гайки, винты, концы ножек у металлических штативов и прочие элементы, надо обязательно предохранить от развинчивания и выпадания—тем или иным способом. На это надо обратить внимание во избежание неожиданных неприятностей. Штатив — полезно иметь и для него футляр—должен быть тоже укреплен так—на плечевом ли ремне, на спинном мешке или иначе, чтобы совершенно не стеснять в ходьбе фотографа.

Необходимым добавлением к штативу будет штативная головка, желательно такая, которая позволяла бы производить съемку отвесно вниз. Для очень многих снимков это совершенно необходимая вещь. Фотоглаз натуралиста должен глядеть под любым углом и в любом направлении.»

Лично я совсем недавно стал счастливым обладателем карбонового штатива  MANFROTTO 055CXPRO4 и магнезиевой головы MANFROTTO MH054M0-Q2. Конечно, сумма в 600 евро за такой комплект для начинающего фотографа может оказаться слишком впечатляющей, но профессионалы меня поймут. Мои коллеги свадебные фотографы Мария и Николай Постниковы используют технику даже покруче, предлагаю читателям самостоятельно проверить это на их официальном сайте.

И уж точно в начале 20 века не могли представить, что фотоаппаратом можно будет создавать такие Timelapse ролики.