Грузинская фотография в советском союзе

Советское фото за апрель 1964 года о Грузии:

Знаменательное событие про­изошло два года назад в жизни фоторепортеров Грузии — при Союзе журналистов республики была организована фотосекция. Ее создание было вызвано возросшими требованиями ко всей нашей печати, в том числе одному из мощных средств агитации и пропаганды — фотопублици­стике.

Секция ставит своей задачей повы­шать идейно-политический уровень и мастерство фотокорреспондентов. Большую роль в этом играют творческие обучающие се­минары. Здесь обсуждаются лучшие произведения профессионалов и люби­телей, идет серьезный, принципиальный разговор о задачах и природе фото­искусства, делаются критические раз­боры фотоиллюстраций, опубликованных на страницах республиканских, област­ных и городских газет.
К семинарам мы тщательно гото­вимся. О дате их проведения даем объ­явления в печати и по радио, рассылаем пригласительные билеты представителям общественности, фотолюбителям, худож­никам и другим деятелям смежных искусств.
Первый семинар, на который все участники добирались на велосипедах из Москвы, был приурочен  к открытию первой республиканской фотовыставки, вызвавшей большой ин­терес у любителей фотографии.
старые велосипеды
На повестке дня следующего семи­нара стоял вопрос о задачах фотокор­респондентов Грузии в связи с теми требованиями, которые выдвинул перед советскими журналистами товарищ Н. С. Хрущев. С докладом на эту тему выступил заведующий Фотохроникой ГрузТАГа М. Гармелия.
Затем было проведено обсуждение фотоснимков, опубликованных в газетах Абхазии, Аджарии и г. Кутаиси. Репор­теры говорили о том, что мало еще по­является на страницах местной печати публицистически заостренных фотогра­фий, многие снимки носят «постановоч­ный» характер.

На одном из семинаров с интерес­ным и полезным разбором снимков мо­лодого фотокорреспондента Г. Шустера выступил художник-график, член бюро фотосекции В. Русецкий. Он отметил, что некоторые снимки Г. Шустера, очень слабые в композиционном отношении, имеющие к тому же искажения в линей­ной перспективе, были, к сожалению, на­печатаны в газетах. Причина неудач их автора, по мнению В. Русецкого, в не­умелом выборе точки съемки и непра­вильном использовании оптики. Нужно сказать, что в дальнейшем Г. Шустер учел критические замечания. Об этом свидетельствуют его снимки, опублико­ванные в печати за последнее время.

Плодотворно прошло обсуждение итогов Первого всесоюзного семинара фотокорреспондентов в Москве. С докладом о природе фотографического ис­кусства выступил кандидат философских наук А. Зись. В развернувшейся затем творческой дискуссии приняли участие кандидат искусствоведения Ш. Квасхвадзе, член Союза писателей Грузии Э. Фей-гин и другие. Живо и интересно прошло обсуждение участниками семинара персональной выставки старейшего фото­художника республики Д. Давыдова.
грузинская фотография
На многих семинарах поднимались вопросы о неудовлетворительном каче­стве полиграфического воспроизведения фотоснимков в печати, неправильной их подаче на страницах газет.
В связи с этим неоднократно высказывались упреки в адрес секретариатов редакций, представители которых, к сожалению, несмотря на многочисленные приглаше­ния, не присутствовали ни на одном из семинаров.
Большой и ответственный участок работы фотосекции — подготовка к все­союзным и международным художественным фотовыставкам. На выставках «Семилетка в действии» 1960 и 1961 годов представлены работы М. Квирикашвили, Г. Тиканадзе, Д. Давыдова, В. Джейранова, С. Онанова и других фотомастеров Грузии. Важным подготовительным этапом к выставке «Семилетка в действии 1961» явился отбор работ на республиканскую выставку художественной фото­графии, посвященную 40-летию Совет­ской Грузии.
грузинская выставка

В ходе предварительного отбора контрольных отпечатков многие фотографии были отвергнуты, так как оказались на низком художественном уровне, не затрагивали актуальных тем, не отражали в достаточной степени ки­пучую жизнь республики. Среди них часто попадались бессодержательные этюдные работы. Приходилось совето­вать авторам выбирать более интерес­ные, заслуживающие внимания сюжеты, требовательнее относиться к техническо­му исполнению снимков. Самое главное, на что мы нацеливали желающих уча­ствовать в выставке, — это на создание образов наших современников — твор­цов семилетки.

горы
Никакая творческая деятельность не может быть плодотворной, дать хоро­шие результаты без постоянного обмена опытом, совершенствования мастерства, здоровой и принципиальной критики.
Если мы, как говорится, будем вариться в собственном соку, то многое интересное, новое, свежее в области фотографии может пройти мимо нас, остаться незамеченным и затормозить поступательный рост фотографического искусства в республике. Поэтому сек­ция считает необходимым поддерживать тесную связь с фотожурналистами и лю­бителями других братских республик, Москвы, Ленинграда.
Знаменательным было для нас откры­тие в Тбилиси выставки армянского фотоискусства. Она экспонировалась в одном из лучших выставочных залов в центре города и вызвала у многочис­ленных посетителей большой интерес. В свою очередь в Ереван будет отправ­лена наша ответная фотовыставка. Все это, несомненно, принесет большую пользу как для нас, так и для наших друзей из Армении.
В планах фотосекции — обмен вы­ставками с мастерами Азербайджана, творческие встречи фотокорреспонден­тов республик Закавказья, встречи гру­зинских и московских мастеров. Гото­вятся также персональные творческие отчеты Г. Тиканадзе, П. Луценко, О. Туркии и В. Джейранова.
Фотосекция регулярно организует лекции, посвященные композиции, све­ту, технологии проявления и печати, организует регулярные консультации для фотолюбителей по основам техники и искусства фотографии. Члены секции считают своим долгом принимать актив­ное участие в организации фотолюби­тельского движения. Намечено создать республиканский фотоклуб в столице Грузии.
фотография Грузия горы
Тесное творческое содружество фо­тожурналистов и фотолюбителей от­кроет еще большие возможности для дальнейшего развития фотографиче­ского искусства и фотопублицистики в республике.