Фотограмма: совет для начинающего фотографа

Что появилось раньше съемка или печать? Уверен даже те кто закончил фотошколу  и то не все правильно ответят не этот вопрос. Впервые изображение на светочув­ствительном материале бы­ло получено в 1827 году — за 12 лет до изобретения всем нам известного про­цесса, осуществляемого с помощью фотокамеры. Немецкий ученый Иоганн Шульце выкладывал на слое азотнокислого серебра вы­резанные из картона бук­вы своей фамилии и после воздействия на них светом получал отчетливую над­пись. Правда, она быстро исчезала — засвечивалась, как говорим мы теперь, но тем не менее но было на­стоящее фотоизображение. Именно этот опыт и стал как бы исходной точкой то­го пути, по которому впоследствии пришел Ньепс к своему великому открытию. Теперь фотографию, соз­даваемую без аппарата, мы называем фотограммой. Сделать фотограмму технически несложно. В тем­ной комнате на лист фото­бумаги накладываются ка­кие-нибудь предметы, имеющие четкие силуэт­ные очертания (например, листья растений, ножницы, ключи, мелкие детали ме­ханизмов и т. п.). Включает­ся направленный свет — обычно используют доста­точно высоко поднятый уве­личитель или любой дру­гой источник света, лишь бы он был расположен точно над рабочим местом. Дальше — все как при обычной фотопечати: про­явление, промывка, закреп­ление и т. д.

фотограмма

Творческий поиск — вот в чем заключается сложность и привлекательность рабо­ты над фотограммой. Получить отпечаток, ска­жем, кленового листочка просто. Проблема же со­стоит а том, чтобы превра­тить этот знакомый, при­вычный силуэт во что-то совершенно иное: в хок­кеиста, королевскую коро­ну или фантастическое су­щество… Да мало ли что может увидеть в обычном предмете человек наблюдательный и с воображением?

фотограмма

Если композиция состав­ляется из предметов с раз­ной степенью светопрони­цаемости, приходится при­бегнуть и к маскированию при печати, подбору бума­ги по степени контрастно­сти, химической ретуши го­тового отпечатка. Существует способ двой­ного экспонирования с ча­стичной засветкой некоторых элементов композиции: после первой экспозиции часть предметов убирают и снова включают свет. В результате изображение приобретает глубину, пото­му что Засвеченные силуэ­ты кажутся как бы отодви­нутыми на второй план. Обычную «черную» фото­грамму можно превратить в «белую». В этом процес­се черная служит нега­тивом — ее накладывают на лист фотобумаги и по­мещают под свет. Получа­ется позитивное изображение — «белая» фотограмма. Хочу дать несколько прак­тических советов.

Как сделать фотограмму? Советы

1.  Композицию для фото­граммы вначале составля­ют на обычном листе бу­маги, на свету — и только потом переходят в лабора­торию.

2.  Прежде чем приступить к печати всей сложившей­ся композиции, обязатель­но сделайте пробу отдель­но по каждому предмету.

3.  При способе двойного экспонирования можно ис­пользовать кусок стекла, окантованного для безопас­ности по краям. Тогда пер­вый слой предметов укла­дывается непосредственно на фотобумагу и накрыва­ется стеклом, а сверху —те предметы, которые пос­ле первого экспонирования должны быть убраны.

4.  При переводе фотограм­мы на белый фон оба ли­ста — фотобумагу и фото­грамму — лучше всего раз­мочить в воде для большей прозрачности «негатива» и лучшего прилегания его к фотобумаге. Разумеется, «черная» фотограмма дол­жна Быть особенно тща­тельно промыта после закрепления.