Эльмар – легендарный 50-мм объектив

Один из самых популярных объективов нашего века — «Эльмар» 3,5/50 мм был сделан специально для первой серийной малоформатной камеры «Лейка», выпу­щенной в 1925 году.
Фотографы старшего поколения помнят оптику знаменитых «семейств»: объектив Петцваля, первые анастигматы — «Протар» Рудольфа и «Триплет» Тейлора, «Да-гор» Хега, «Планар» и «Тессар» Рудольфа, «Гелиар» Хартинга и Рихтера, «Биотар» Мерте, «Зоннар» Бартеле, первенец ланта-новой оптики «Суммикрон», рассчитанный в оптической лаборатории фирмы «Лейтц». Среди них почетное место занимает и нашумевший в 30—60-е годы «Эльмар», созданный профессором Максом Береком, сотрудником фирмы «Лейтц».
 объектив Эльмар 50 мм и фотоаппарат Лейка
«Эльмар» — первый объектив, рассчи­танный для нового тогда формата 24×36 мм. Создатель «Лейки» Оскар Барнак пытался использовать среди прочих и объ­ектив «Тессар» Цейсса 3,5/50 мм от киноап­парата с кадром 18×24 мм, но по краям кадра 24×36 мм резкость оказалась недо­статочной. И тогда О. Барнак обратился к М. Береку с просьбой рассчитать объектив для камеры 24×36 мм. Так появился прото­тип «Эльмара», на который в 1920 году была подана патентная заявка.
По ряду причин, в том числе патентного характера, «Эльмар» в своем окончатель­ном виде появился не сразу и имеет прото­типы. В связи с еще действовавшими патен­тами Тейлора и Цейсса объектив типа три­плет, в том числе и с усложненным задним компонентом, должен был именоваться «анастигматом». Поэтому первоначальный 5-линзовый объектив Берека был назван «Лейтц-анастигмат». Этим объективом ком­плектовались предсерийные аппараты «Лейка» (О — серия) и примерно 200 серий­ных камер.
После истечения срока патента Тейлора «Анастигмат» был переименован в «Эль-макс» (по первым буквам имен Эрнста Лейтца и Макса Берека). «Анастигмат» и «Эльмакс» конструктивно похожи, но не идентичны — есть отличия в кривизне отдельных линз и размерах объективов. Всего объективом «Эльмакс» было осна­щено в 1925—1926 годах примерно 1200— 1300 камер «Лейка».
«Эльмакс» оказался дорогим в произ­водстве и после введения новых сортов стекла был переработан; в последнем ком­поненте вместо трех линз осталось две. Подходящие стекла выпускались компа­нией «Герц», которая принадлежала конку­рирующей с Лейтцем фирме «Цейсе». Пришлось продолжить поиски и остано­виться на другом типе, выплавлявшемся заводом «Шотт и К°».
Окончательный вариант ставшего впо­следствии легендарным «Эльмара» 3,5/50 мм был готов в 1925 году, в этот же год началось и серийное производство «Лей­ки».
М. Берек принимал участие и в расчете сменных объективов к «Лейке» — «Эльмар» 3,5/35, «Гектор» 2,5/50, «Гектор» 1,9/73, «Эльмар» 4/90, «Эльмар» 6,3/105, «Эльмар» 4,5/135, «Гектор» 4/135 мм.
В 1930 году на оправе «Эльмара» появ­ляется кольцо глубины резкости. С 1932 года «Эльмар» для «Лейки» (модель II) выпускается в оправе для наводки на рез­кость в сочетании со спаренным дальноме­ром. Никелированная оправа объектива заменяется хромированной.
Интересно значение цифр на нижней плоской части фокусировочного поводка. Это номер группы фокусного расстояния данного экземпляра, по которому фирма могла сообщить его фактическое фокусное расстояние тем фотографам, которым это было необходимо для точных расчетов.
«Эльмар» 3,5/50 мм
«Эльмар» 3,5/50 мм — один из «долго­жителей» среди объективов к «Лейке» — он производился в течение 37 лет (с 1954 по 1960 год в байонетном исполнении). Бла­годаря появлению новых сортов стекла, его светосила была доведена до 1:2,8 и этот вариант выпускался до 1963 года, а в байонетной оправе — до 1966 года включи­тельно.
Произведено почти 366 тысяч «Эльма-ров» 3,5/50 мм в резьбовой оправе и в байонетной — более 13 тысяч. «Эльмар» 2,8/50 мм выпущен в оправе с резьбой в количе­стве 27,4 тысяч (с байонетом 38,8 тысяч).
Что же обеспечило штатному «Эльма-ру», а впоследствии и «Эльмару» 90 мм такую широкую известность? Это высокая разрешающая способность, пластичность изображения — плавный переход от резко­сти к нерезкости, хорошее распределение резкости по полю кадра. Значительной была для того времени и светосила объек­тива — 1:3,5, который использовался также для репродуцирования, в увеличи­теле и в диапроекторе.
Ряд выпускавших фотоаппараты фирм покупали «Эльмар» у Лейтца для своих роликовых и пластиночных камер, поэтому производились «Эльмары» с различными фокусными расстояниями и светосилой в специальных оправах, с затворами и без затворов: 3,5/35, 3,5/50, 3,5/70, 4,5/75, 4/90, 4,5/105, 4,5/120, 4,5/135 и 4/180 мм.
«Лейкой» с «Эльмаром» работали мно­гие блестящие фотомастера — Родченко, Штеха, Дебабов, Кудояров, Новицкий, Альперт, Халдей, Темин, Устинов, кинооператор Кармен, писатель Эренбург. Из современных мастеров стоит упомянуть мою коллегу детского и семейного фотографа Ирину Олинову и талантливого фотолюбителя из Праги Виктора Здвижкова.
Эстафета высокого качества стандарт­ного «Эльмара» была продолжена в новых объективах к «Лейке». Это «Суммикрон», «Суммилюкс» и «Ноктилюкс», которые рас­считывались на компьютерах с примене­нием новых, лантановых стекол. Впервые лантановое стекло было получено на той же фирме «Лейтц». Оптические данные «Эльмара» — первого универсального объ­ектива для малоформатной фотографии — содействовали созданию мировой славы камеры «Лейка».