Что такое макрообъектив

Фотограф попадает в зону макрофотографии, если нужно переснять марку, монету, сфо­тографировать сидящую на цветке бабочку. Для такой съемки нужен макрообъектив, например «Nikon» 2,8/100 мм, дающий очень высо­кое качество изображения при фотографировании в крупном масштабе (близком к натураль­ному 1:1), то есть с коротких расстояний.

Напомним проходящим обучение фотографии коллегам, что обычный съе­мочный объектив рассчиты­вается так, чтобы дать хорошее изображение значительно уда­ленных объектов, находящихся не ближе 50—100 значений его фокусного расстояния. Если снимать таким объективом с минимального расстояния наводки на резкость, которое допускает его оправа, или использовать дополнительные приспособления для удаления объектива от пленки (мех или удлинительные кольца), то изображение получится более низкого качества, чем при обычном фотографировании пейзажа.

macro-3

Макрообъектив по своей оптической схеме, как правило, сложнее и имеет больше линз, чем обычный объектив с такой же светосилой.

Причем макси­мальное относительное отвер­стие макрообъектива на 1—3 деления диафрагмы меньше, чем у стандартной оптики. Мак­рообъектив 1:2,8 считается достаточно светосильным, хотя относительное отверстие 1:1,4 не является предельным для обычного объектива. Для удоб­ства съемки макрообъективы имеют оправу с удлиненным интервалом наводки на рез­кость, например от бесконечно­сти до 22 см, и позволяют сни­мать без удлинительных колец в масштабе 1:2 или даже 1:1. Иногда они снабжаются и дополнительной шкалой, прямо указывающей масштаб съемки, а на зарубежных моделях — и шкалой дополнительного уве­личения экспозиции, связан­ного с изменением масштаба.

Макрообъективы дают отличное изображение при съемке удаленных сюжетов и могут использоваться в каче­стве хорошей стандартной оптики. «Nikon» на всех дистанциях съемки явно превосходит по резкости не только «Гелиос-44», но и «Зен-тар» 1,9/50.

Макрообъективы входят в обязательный ассортимент сменной оптики всех зарубеж­ных фирм. Часто для 35-мм камер выпускается несколько типов с различными фокусными расстояниями (50, 100 и 200 мм).

Сравнить цены на объективы

У короткофокусного объ­ектива расстояние до объекта при наводке на резкость может оказаться столь малым (10—15 см), что бабочку на цветке снять не удастся. Более длин­нофокусный объектив позво­ляет при том же масштабе съемки сделать это расстояние значительно больше 10 санти­метров. Чтобы не было потери резкости и смазывания изобра­жения из-за сотрясения камеры на длительных выдержках, при малых диафрагмах, нужных для увеличения глубины резко изображаемого пространства, камеру следует надежно закре­плять на штативе или пользо­ваться достаточно мощной подсветкой электронной
вспышкой.

macro-2
Истинный макрообъектив не следует путать со многими сов­ременными зум-объективами, имеющими маркировку «мак­ро».

Эта маркировка означает, что оправа объектива позво­ляет без дополнительных наса­док сфокусировать близко рас­положенный предмет, обычно если он находится на строго фиксированном расстоянии.

Но в таком случае объектив рабо­тает не в оптимальном для него режиме и качество изображе­ния получается весьма посредственным. В любительской съемке это позволяет сделать желаемый кадр крупным пла­ном без применения удлини­тельных колец или насадочных линз.  Это один из моих любимых объективов для профессиональной съемки на свадьбах в Италии. В начале при подготовке сборов невесты я снимаю им кольца, потом делаю несколько крупноплановых портретов, а в конце дня фотографирую, например, приборы для свадебного торта.

Термин «макро» также встречается в названиях зару­бежных конвертеров — опти­ческих систем, удлиняющих фокусное расстояние объек­тива обычно в 2 раза.

Конвер­тер предназначен для уста­новки между камерой и объек­тивом, иногда он имеет соб­ственный червячный ход, позволяющий изменять рассто­яние от объектива до пленки.

В этом случае конвертер выпол­няет роль удлинительных колец и позволяет вдвое увели­чить фокусное расстояние объ­ектива и снимать в натуральном масштабе. Сложная опти­ческая система конвертера (обычно 7 линз) дает удовле­творительное изображение по всей площади кадра. Сборка из конвертера и стандартного объ­ектива получается весьма гиб­кой: 50-мм стандартный объек­тив превращается в 100-мм макрообъектив, а конвертер пригоден для удвоения фокус­ного расстояния любой другой сменной оптики с сохранением автоматики диафрагмы.

macro-1

При съемке следует иметь в виду, что любой конвертер такого типа уменьшает свето­силу пропорционально ква­драту кратности конвертера, что может существенно повли­ять на результаты в условиях недостаточного освещения.